2019.08.20 Как учиться виндсерфингу. Соревнования курс-рейс в классе рейсборд. Виктор Гладышев
За пару минут до старта на соревнованиях Приз Героев Космоса
Соревнования курс-рейс в классе виндсерфинга Рейсборд – самый эффективный способ освоения техники владения парусом и вырабатывания чувства ветра в условиях средней полосы России.
Виндсерфинг – один из классов парусных швертботов. Т.е. это вид спорта. А какой спорт без соревнований! Одно из отличий виндсерфинга от других классов парусных судов в том, что соревнования в виндсерфинге бывают разные, и выявляют они разные умения и навыки (фристайл, вэйв, слалом, марафон, курс-рейс).
Если рассматривать виндсерфинг как часть парусного спорта, то соревнования курс-рейс т. е. движение по целям - это и есть тот самый парусный спорт. Парусный флот создавался с целью достижения целей на море, и все классы парусных судов (кроме парусных досок) соревнуются только в этой дисциплине. Надо заметить, что курс-рейс в классе рейсборд – это единственная дисциплина, в которой реально проводить соревнования по виндсерфингу в условиях Москвы и Московской области, т. к. ветра нас не балуют, глиссирование редкое, и не стабильное, а класс рейсборд отлично едет и в водоизмещающем режиме. В курс-рейсе соревнуются дети, юниоры и взрослые на Чемпионатах Мира и Олимпийских играх. У детей это классы ДНК (два размера парусов: 5 и 6.8), и БИК Техно 293 (3 размера парусов: 5.8, 6.8, 7.8), у взрослых это RS:X (олимпийский класс), Рейсборд, Рейсборд R310, Формула виндсерфинг.
Что же такое курс-рейс?
Дистанция. Замкнутая фигура в виде петли, треугольника, или трапеции, вытянутая вдоль направления ветра. Т.е. главное, что должны продемонстрировать участники, это умение ходить против ветра. Именно на лавировке происходит растягивание флота, и определяется, кто будет бороться за первые места. Протяженность дистанции может быть до 10 морских миль, но на внутрироссийских соревнованиях такую длинную дистанцию выставляют крайне редко. Все определяется акваторией, ветровыми условиями и программой соревнований. Если гонки проводятся в выходные, т.е. гоночных дней всего два, а гонок желательно провести несколько, обычно дистанцию ставят такую, чтобы время лидера не превышало 30 минут.
Порядок проведения гонки. По специальной стартовой процедуре, которая определяется в ГИ и задается флагами на стартовом судне, гонщики, после сигнала «Старт открыт», пересекают стартовую линию. Обычно это линия между главный судейским судном и вехой на расстоянии 50 - 100 м. Стартовую линию стараются ставить перпендикулярно ветру, а ее длину стараются выбрать так, чтобы все лодки могли на ней уместиться.
Старт общий, т.е. все лодки одного класса (а иногда и несколько классов) стартуют одновременно, и двигаются в лавировку против ветра в направлении первого знака, последовательно огибая знаки в соответствии со схемой дистанции. Обогнув все знаки с нужной стороны, и в нужной последовательности, лодки финишируют (когда стартовое и финишное судно одно, финишная линия устанавливается по корме главного судейского судна).
Подсчет результатов соревнований. Соревнования состоят из нескольких гонок (редко проводят больше 4-х гонок в день, максимальное количество гонок в день оговорено в Гоночной инструкции (ГИ), которую пишут судьи перед соревнованиями), за каждую гонку участникам начисляются штрафные очки. При линейной системе – столько очков, каким на финише оказался участник: 1 – 1, 2 – 2, и т.д. При подсчете суммы, один или несколько (в зависимости от количества проведенных гонок) худших результатов выбрасывается. Чем меньше суммарное количество штрафных очков – тем выше место в итоговом протоколе.
Гонки курс-рейс проводятся при ветре от 2 м/с, кроме Формулы виндсерфинг, для которой требуется ветер около 5 м/с (ветровой минимум оговаривается в ГИ).
Класс Рейсборд самый демократичный, т.к. в нем можно использовать практически любое оборудование (длина 2700 – 3800), ограничения по парусу – 9.5 м2 для мужчин, и 8.5 для женщин и в дивизионе R310. Ветровой минимум для рейсборда 2 м/с, но когда гоночных дня всего два, могут дать старт и при меньшем ветре. Т.е., приехав на соревнования, вы можете быть уверены, что гонки состоятся, и вы тащились, вооружались, волновались, готовились не зря.
Участие в соревнованиях курс-рейс дает вам уникальную возможность научиться чувствовать парус на минимальных углах атаки. Именно в лавировку парус всегда работает на грани заполаскивания, и навык тонкого управления можно выработать только на курсе гоночный бейдевинд. А наличие соперников заставляет вас приводиться при отходе и делать поворот, при заходе ветра.
Ничто так вырабатывает чувство ветра и навыков владения доской, как наличие рядом соперников. Как я часто повторяю, один час в гонке дает столько же, сколько 10 часов свободного катания. И это не важно, в какой дисциплине вы соревнуетесь: курс-рейс, марафон, Оупен-85, или слалом. А если это еще и дисциплина курс-рейс, то тонкое ощущение ветра, настройка оборудования и ювелирное ведение доски – это те навыки, без которых невозможен прогресс в других дисциплинах виндсерфинга.
Времена, когда соревнований по виндсерфингу было много, в т. ч. в Московской области, и в них участвовало действительно много народу, давно прошли. У меня еще сохранились протоколы Призов Героев Космоса в Пирогово с более чем 150-ю участниками (и это только взрослые). Чтобы ограничить количество участников, вводился разрядный ценз – ниже 2-го разряда не допускали. И в Строгино на соревнованиях было более полусотни досок, а одновременно на воде в хороший день можно было насчитать более сотни виндсерферов.
Однако, и сейчас вы можете поучаствовать в любительских соревнованиях. И, для начала, тех соревнований, которые я перечислю, будет вполне достаточно, чтобы понять над чем в вашей технике владения виндсерфом, нужно работать.
Дисциплина курс-рейс есть в соревнованиях: Ейский Кубок в начале мая, Открытие сезона в конце мая в Школе ветра, Кубок Фанагории в Сенном на Черном море в июне, Веселый ветер в Школе ветра в июле, Приз Героев Космоса в Пирогово в августе, Закрытии сезона в Школе ветра в сентябре. На все детские соревнования допускают взрослых.
Если есть желание походить по дистанции, огибать знаки, поучаствовать в стартовой процедуре, это все можно осваивать в рамках групповых тренировок ШВ http://www.windschool.ru/services/summer/windsurf/raceboard
А вот и протокол с соревнований Орбита ПГК 17-18.08.2019. Сводный протокол всех классов - Рейсборд.
Орбита - Приз Героев Космоса 2019
ВСБ "Орбита", Пироговское вдхр.
14.08.2019 - 18.08.2019
Официальные результаты, класс "Рейсборд"
Главный секретарь_____________/Мансурова С.Р./ Председатель ГК_____________/Буданов С.Н./
Класс: Рейсборд
№ |
Парус
|
Участник (ФИО) |
ГодР |
Рзр |
гн.1 |
гн.2 |
гн.3 |
гн.4 |
гн.5 |
гн.6 |
Очки |
Место |
R-310 |
Тренер |
Город/Команда |
Место
|
Место
|
Место
|
Место
|
Место
|
Место
| ||||||||||
1 |
51 |
Старченко
|
1963 |
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
(3)
|
5,0 |
1 |
|
|
Саров, Нижний Новгород
|
2 |
б/н |
Орлов
|
1972 |
|
2
|
(3)
|
2
|
3
|
3
|
1
|
11,0 |
2 |
|
Рытов Ф.Н.,Данкербек |
Москва |
3 |
1-30 |
Гладышев
|
1960 |
|
3
|
2
|
(11)
|
2
|
2
|
2
|
11,0 |
3 |
|
Гладышев В.В. |
Москва
|
4 |
27 |
Лукъянов
|
1956 |
|
4
|
4
|
3
|
4
|
(5)
|
5
|
20,0 |
4 |
|
Лукъянов А.Н. |
Москва
|
5 |
72 |
Романов
|
06.06.1973 |
|
(6)
|
5
|
4
|
5
|
4
|
4
|
22,0 |
5 |
|
|
Ансан Корея |
6 |
108 |
Ларкин
|
22.07.2005 |
1ю |
5
|
6
|
6
|
(11)
|
9
|
6
|
32,0 |
6 |
1 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М. |
Москва
|
7 |
4 |
Шульгат
|
12.07.2006 |
3 |
7
|
(dnf)
|
7
|
6
|
8
|
11
|
39,0 |
7 |
2 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
8 |
46 |
Никитина
|
06.12.2006 |
2 |
8
|
7
|
10
|
7
|
(12)
|
7
|
39,0 |
8 |
3 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
9 |
1111 |
Никонов
|
16.09.2000 |
3 |
(dnf)
|
12
|
5
|
10
|
10
|
8
|
45,0 |
9 |
4 |
Азаров М.Н. |
Москва
|
10 |
30 |
Маркова
|
20.04.2007 |
1ю |
13
|
10
|
8
|
12
|
11
|
(dsq)
|
54,0 |
10 |
5 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
11 |
70 |
Хазов
|
22.07.2005 |
1ю |
9
|
9
|
12
|
16
|
(19)
|
10
|
56,0 |
11 |
6 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
12 |
511 |
Орлов
|
17.01.2005 |
3 |
10
|
8
|
(dnf)
|
8
|
6
|
ocs
|
59,0 |
12 |
7 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
13 |
857 |
Сизова
|
03.04.1978 |
|
(dnf)
|
dnf
|
9
|
9
|
7
|
9
|
61,0 |
13 |
8 |
|
Москва
|
14 |
95 |
Шульгат
|
12.07.2006 |
3 |
11
|
11
|
(16)
|
14
|
16
|
15
|
67,0 |
14 |
9 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
15 |
28 |
Федотова
|
19.12.2002 |
1ю |
(dnf)
|
13
|
13
|
17
|
15
|
13
|
71,0 |
15 |
10 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М. |
Москва
|
16 |
54 |
Родионова
|
22.11.2005 |
1ю |
15
|
15
|
14
|
13
|
14
|
(16)
|
71,0 |
16 |
11 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
17 |
17 |
Добровольская
|
05.04.2002 |
б/р |
14
|
14
|
15
|
(19)
|
18
|
19
|
80,0 |
17 |
12 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М. |
Москва
|
18 |
33 |
Свердликова
|
30.05.2003 |
3 |
12
|
(dnf)
|
17
|
20
|
21
|
18
|
88,0 |
18 |
13 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
19 |
5 |
Ходарева
|
08.01.2005 |
3ю |
16
|
16
|
18
|
18
|
(24)
|
21
|
89,0 |
19 |
14 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
20 |
13 |
Бобин
|
07.06.1994 |
|
(dnf)
|
dnc
|
dnf
|
15
|
13
|
12
|
94,0 |
20 |
|
|
Москва
|
21 |
314 |
Минаев
|
1975 |
|
(dnf)
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
17
|
14
|
112,0 |
21 |
15 |
Робби Нейш |
Москва |
22 |
12 |
Андриевская
|
07.12.1960 |
|
(dnf)
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
22
|
17
|
120,0 |
22 |
|
|
Москва
|
23 |
228 |
Лавров
|
28.06.2003 |
|
(dnf)
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
20
|
20
|
121,0 |
23 |
16 |
Азаров М.Н. |
Мытищи МО
|
24 |
133 |
Анисин
|
10.08.2006 |
б/р |
(dnf)
|
dnc
|
dnc
|
21
|
23
|
dnf
|
125,0 |
24 |
17 |
Галкин В.Е., Бессонов В.М.,Андриевская Т.В. |
Москва
|
25 |
714 |
Чернышов
|
1970 |
|
(dnf)
|
dnc
|
dnf
|
dnf
|
dnc
|
dns
|
135,0 |
25 |
18 |
Эд Анчуло |
Москва |
26 |
1-301 |
Васейко
|
02.07.1980 |
|
(dnf)
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
dnf
|
135,0 |
25 |
18 |
|
Москва
|