Режим работы
пн - пт с 10:00 до 22:00
сб - вс с 9:00 до 22:00
 
2024.12.24 Сноукайтинг, кайтсерфинг. Как правильно останавливаться. Виктор Гладышев

2024.12.24 Сноукайтинг, кайтсерфинг. Как правильно останавливаться. Виктор Гладышев

   Началу движения, при обучении кайтингу, всегда уделяется большое внимание. Действительно, для того, чтобы кайт, висящий у вас над головой, начал вас разгонять, нужно задать ему правильную траекторию движения внутри ветрового окна. Обучению управлению кайтом посвящены первые упражнения в сноукайтинге и в кайтсерфинге. И, чем лучше учеником освоено пилотирование, тем точнее он выполняет нужно движение кайтом, и тем уверенней он начнет движение.

 Поддержание движение – это так же функция пилотирования. Кайт нужно держать в зоне тяги ветрового окна, поддерживая при этом его скорость и, при необходимости, совершая махи кайтом в зоне тяги. Все это ученики Школы ветра знают и умеют к тому моменту, как надевают на ноги лыжи (или сноуборд), чтобы начать кататься.

   Если ученик хорошо освоил управление кайтом, уверенно выполняет 16 упражнений пилотирования, то уже на первом занятии на лыжах он начнет кататься, и будет очень быстро совершенствоваться в сноукайтинге, даже если его опыт в горных лыжах минимален, или его нет совсем.

   Обычно, после того как ученик поехал, он может совершенствоваться самостоятельно, и инструктор на постоянной основе ему не нужен. С каждым выходом с кайтом на лед, он будет кататься все увереннее, все с большими скоростями, и с меньшими лавировочными углами.

   Быстрое ледовое покрытие позволяет кайтеру даже на подмосковных замерзших водоемах развивать скорость выше 80 км/ч. Уже на скорости 20 км/ч правильная остановка очень важна с т. з. безопасности занятий. Школа ветра уделяет этому особое внимание на первом занятии ученика с лыжами (или сноубордом).

   Итак, как же правильно останавливаться?

   Прежде всего, нужно осознать, что остановится парусное судно (надеюсь, что все читатели понимают, что кайтер – это парусное судно) тогда, когда сила, действующая в направлении движения, станет меньше силы трения. Как общая аэродинамическая сила (ОАС), действующая на движитель (кайт, парус, винг) двигает парусное судно вперед, можно прочесть, например, в статье, или в любой другой статье в интернете на тему движения парусных судов.   

  Т. о. наша задача сделать так, чтобы сила тяги Fт (это составляющая ОАС, направленная вдоль диаметральной плоскости (ДП), т. е. в том направлении, куда смотрят носки лыж), двигающая нас вперед, стала меньше силы трения. Для удобства рассуждений, представим себе, что на минимальной скорости сила трения близка к нулю (в воде так и есть), тогда, чтобы судно остановилось, сила тяги Fт должна стать равна нулю.

   Fт – это проекция ОАС на направление движения (вдоль ДП), т. е, чтобы обнулить силу тяги, нужно поставить лыжи (сноуборд, серфборд и т. п.) поперек ОАС. В кайтинге всегда понятно, куда вас тянет кайт – он тянет вас в направлении строп, т. о. нужно поставить лыжи перпендикулярно стропам. После этого трение сделает свое дело – остановит кайтера.

   Вот тут и важно делать это безопасно, потому что, если вы не являетесь хорошим горнолыжником, или сноукайтером, или вейксерфером (если дело происходит на жидкой воде), постановка снаряда движения поперек тяги кайта может привести к тому, что вы поймаете внешний кант, и уберетесь об лед либо, если дело происходит на жидкой воде, ваш кайтборд попытается оторвать вам ноги.

   Важно останавливаться плавно. Если вы едете в закантовке, и постараетесь не проскальзывать кантами, то, за счет бокового выреза, лыжи (сноуборд, кайтборд) будут ехать по дуге, уменьшая угол к ветру, скорость тоже будет падать, так как будет падать Fт. Т. о. вы вскоре окажетесь перпендикулярно тяге кайта, сила сопротивления сделает свое дело, и вы остановитесь. Кайт, при этом, выйдет на край ветрового окна, и ляжет на снег (или на воду, если это не сноукайтинг, а кайтсерфинг). Вы безопасно остановились.

   Однако, нам не хочется, чтобы кайт лег на поверхность, мы хотим, сразу продолжить кататься. Т. е. нам надо сохранить кайт летающим, а для этого в процессе приведения, нужно плавно поднимать кайт в положение 10-11 часов на «циферблате ветрового окна». Если к моменту остановки кайт будет примерно на 11-ти, вы спокойно развернетесь, и поедете другим галсом, сделав мах кайтом.

   Плавность вывода кайта наверх зависит от дороги и скорости оттормаживания. Если дорога быстрая (весенний лед, бутылочный лед, фирн), т. е. трение маленькое, а ваша скорость высокая, быстрое выведение кайта в зенит может привести к тому, что вы обгоните кайт, он окажется сзади вас, и дернет вас назад и вверх. В этом случае кайт с большой вероятностью оторвет вас от поверхности, и дальнейшие события мало предсказуемы, т. к. вы начинающий кайтер и, находясь в воздухе, вряд ли сможете правильно перенаправить кайт, чтобы совершить мягкую посадку.

   Мы в Школе ветра не устаем повторять: кайтинг экстремальный вид спорта, который требует хорошего пилотирования, и знания возможных рисков. При остановке очень важно оттормаживаться плавно, и начинать поднимать кайт только тогда, когда вы убедились, что скорость снизилась, и продолжает снижаться. Поначалу, при отработке остановки, лучше пусть кайт ляжет на поверхность, выйдя на границу окна, чем дернет вас назад.

   В дальнейшем, по мере совершенствования в катании и управлении кайтом на ходу, вы сможете более агрессивно оттормаживаться, ставя лыжи (сноуборд, кайтборд) поперек тяги, но не стремитесь делать так в ваши первые выходы с кайтом.

Хорошей каталки, и встретимся на затоне!

P. S. Если у вас есть вопросы по обучению сноукайтингу, или любые другие вопросы по темам статей и по активностям, в которых специализируется Школа ветра, задайте их мне по почте, которую вы легко найдете на стр. Контакты.

24.12.2024

Возврат к списку